Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Строение клетки и органоидов
1.  
i

Струк­ту­ры клет­ки, со­дер­жа­щие гид­ро­ли­ти­че­ские фер­мен­ты, об­ра­зу­ю­щи­е­ся в ком­плек­се Голь­д­жи, на­зы­ва­ют­ся:

1) ли­зо­со­мы
2) ри­бо­со­мы
3) хро­мо­со­мы
4) цен­т­ро­со­мы
2.  
i

Для каж­до­го из струк­тур­ных эле­мен­тов рас­ти­тель­ной клет­ки, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке бук­ва­ми A—Г, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­знак:

1)  со­сто­ит из хи­ти­на

2)  может на­кап­ли­вать ал­ка­ло­и­ды и та­ни­ны

3)  со­дер­жит в своем со­ста­ве фиб­рил­лы цел­лю­ло­зы

4)  со­дер­жит хро­ма­тин и одно или не­сколь­ко яд­ры­шек

5)  обес­пе­чи­ва­ет по­гло­ще­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние энер­гии света в энер­гию хи­ми­че­ских свя­зей

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

3.  
i

Не­мем­бран­ное стро­е­ние имеет:

1) ва­ку­оль
2) ли­зо­со­ма
3) ци­тос­ке­лет
4) ком­плекс Голь­д­жи
4.  
i

Од­но­мем­бран­ное стро­е­ние имеет:

1) яд­рыш­ко
2) ли­зо­со­ма
3) ми­то­хон­дрия
4) кле­точ­ный центр
5.  
i

Дву­мем­бран­ное стро­е­ние имеет:

1) ядро
2) ли­зо­со­ма
3) кле­точ­ный центр
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
6.  
i

Дву­мем­бран­ное стро­е­ние имеет:

1) ва­ку­о­ли
2) ли­зо­со­ма
3) ри­бо­со­мы
4) ми­то­хон­дрии
7.  
i

Не­мем­бран­ное стро­е­ние имеет:

1) ядро
2) ри­бо­со­ма
3) хло­ро­пласт
4) ком­плекс Голь­д­жи
8.  
i

Для каж­до­го из струк­тур­ных эле­мен­тов рас­ти­тель­ной клет­ки, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке бук­ва­ми A—Г, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­знак:

1)  со­сто­ит из гли­ко­ге­на

2)  син­те­зи­ру­ет пек­ти­но­вые ве­ще­ства

3)  со­дер­жит коль­це­вую мо­ле­ку­лу ДНК

4)  со­дер­жит в своем со­ста­ве фиб­рил­лы цел­лю­ло­зы

5)  обес­пе­чи­ва­ет осмо­ре­гу­ля­цию, а также изо­ля­цию за­пас­ных пи­та­тель­ных ве­ществ и ко­неч­ных про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

9.  
i

Для каж­до­го из струк­тур­ных эле­мен­тов рас­ти­тель­ной клет­ки, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке бук­ва­ми A—Г, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­знак:

1)  об­ра­зу­ет ли­зо­со­мы

2)  на­кап­ли­ва­ет ал­ка­ло­и­ды и та­ни­ны

3)  обес­пе­чи­ва­ет про­те­ка­ние кис­ло­род­но­го этапа аэроб­но­го ды­ха­ния

4)  бы­ва­ет глад­кой и ше­ро­хо­ва­той, осу­ществ­ля­ет син­тез бел­ков, ли­пи­дов

5)  со­сто­ит из мик­ро­тру­бо­чек, свя­зан­ных спе­ци­аль­ны­ми бел­ка­ми в еди­ную си­сте­му

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

10.  
i

Для каж­до­го из струк­тур­ных эле­мен­тов рас­ти­тель­ной клет­ки, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке бук­ва­ми A—Г, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­знак:

1)  участ­ву­ет в син­те­зе рРНК

2)  может на­кап­ли­вать ал­ка­ло­и­ды и та­ни­ны

3)  со­сто­ит из двух мем­бран, впя­чи­ва­ния внут­рен­ней мем­бра­ны об­ра­зу­ют кри­сты

4)  обес­пе­чи­ва­ет по­гло­ще­ние и пре­об­ра­зо­ва­ние энер­гии света в энер­гию хи­ми­че­ских свя­зей

5)  осу­ществ­ля­ет син­тез уг­ле­во­дов и ли­пи­дов, транс­фор­ма­цию бел­ков, об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

11.  
i

Для каж­до­го из струк­тур­ных эле­мен­тов рас­ти­тель­ной клет­ки, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке бук­ва­ми A—Г, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий при­знак:

1)  осу­ществ­ля­ет фо­то­син­тез

2)  син­те­зи­ру­ет пек­ти­но­вые ве­ще­ства

3)  на­руж­ная сто­ро­на мем­бра­ны несет ри­бо­со­мы

4)  со­дер­жит хро­ма­тин и одно или не­сколь­ко яд­ры­шек

5)  со­сто­ит из двой­но­го слоя ли­пи­дов и по­гру­жен­ных в него бел­ков

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер А2Б1В1... .

12.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для струк­ту­ры клет­ки, схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке:

 

1)  ха­рак­тер­на для кле­ток рас­те­ний;

 

2)  яв­ля­ет­ся цен­тром сбор­ки мик­ро­тру­бо­чек;

 

3)  со­дер­жит све­то­чув­стви­тель­ные пиг­мен­ты;

 

4)  впя­чи­ва­ния внут­рен­ней мем­бра­ны об­ра­зу­ют ти­ла­ко­и­ды;

 

5)  обес­пе­чи­ва­ет рас­щеп­ле­ние утра­тив­ших функ­ци­о­наль­ную ак­тив­ность ор­га­но­и­дов;

 

6)  за­пол­не­на кле­точ­ным соком, со­дер­жа­щим соли, ор­га­ни­че­ские кис­ло­ты, ал­ка­ло­и­ды, та­ни­ны, ан­то­ци­а­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

13.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для струк­ту­ры клет­ки, схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке

 

1)  со­дер­жит ДНК;

 

2)  встре­ча­ет­ся в клет­ках жи­вот­ных;

 

3)  имеет дву­мем­бран­ную обо­лоч­ку с по­ра­ми;

 

4)  обес­пе­чи­ва­ет ауто­фа­гию по­вре­жден­ных кле­точ­ных струк­тур;

 

5)  со­сто­ит из двух субъ­еди­ниц  — боль­шой и малой, свя­зан­ных спе­ци­аль­ны­ми бел­ка­ми;

 

6)  за­пол­не­на кле­точ­ным соком, со­дер­жа­щим соли, ор­га­ни­че­ские кис­ло­ты, ал­ка­ло­и­ды, та­ни­ны, не­ко­то­рые пиг­мен­ты.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

14.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для струк­ту­ры клет­ки, схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­жен­ной на ри­сун­ке:

 

1)  об­ра­зу­ет ли­зо­со­мы;

 

2)  ха­рак­тер­на для кле­ток эу­ка­ри­от;

 

3)  со­дер­жит коль­це­вую мо­ле­ку­лу ДНК;

 

4)  обес­пе­чи­ва­ет кон­такт между со­сед­ни­ми клет­ка­ми;

 

5)  в ней син­те­зи­ру­ют­ся по­ли­са­ха­ри­ды кле­точ­ной стен­ки;

 

6)  яв­ля­ет­ся ме­стом про­те­ка­ния ре­ак­ций кис­ло­род­но­го этапа аэроб­но­го ды­ха­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

15.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 9?

1) ядро
2) ми­то­хон­дрия
3) ком­плекс Голь­д­жи
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
16.  
i

На схеме стро­е­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны циф­рой 4 обо­зна­чен(-ы):

1) гли­ко­ка­ликс
2) би­ли­пид­ный слой
3) ин­те­граль­ные белки
4) пе­ри­фе­ри­че­ские белки
17.  
i

Какие кле­точ­ные струк­ту­ры обо­зна­че­ны на ри­сун­ке циф­рой 5?

1) яд­рыш­ки
2) ри­бо­со­мы
3) цен­три­о­ли
4) ми­то­хон­дрии
18.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 10?

1) ядро
2) ри­бо­со­ма
3) ми­то­хон­дрия
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
19.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 10?

1) ядро
2) ми­то­хон­дрия
3) ком­плекс Голь­д­жи
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
20.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 3?

1) ри­бо­со­ма;
2) цен­три­оль;
3) ми­то­хон­дрия;
4) ком­плекс Голь­д­жи.
21.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 2?

1) ри­бо­со­ма
2) ми­то­хон­дрия
3) кле­точ­ный центр
4) ком­плекс Голь­д­жи
22.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 5?

1) яд­рыш­ки
2) ри­бо­со­мы
3) цен­три­о­ли
4) ми­то­хон­дрии
23.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 10?

1) ядро
2) ри­бо­со­ма
3) ми­то­хон­дрия
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
24.  
i

Какая кле­точ­ная струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 10?

1) ядро
2) ми­то­хон­дрия
3) ком­плекс Голь­д­жи
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть
25.  
i

На схеме стро­е­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны циф­рой 1 обо­зна­чен(-ы):

1) гли­ко­ка­ликс
2) би­ли­пид­ный слой
3) ин­те­граль­ные белки
4) пе­ри­фе­ри­че­ские белки
26.  
i

На схеме стро­е­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны циф­рой 2 обо­зна­чен(-ы):

1) гли­ко­ка­ликс
2) фос­фо­ли­пид
3) ин­те­граль­ный белок
4) пе­ри­фе­ри­че­ский белок
27.  
i

На схеме стро­е­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны циф­рой 5 обо­зна­чен(-ы):

1) гли­ко­ка­ликс
2) фос­фо­ли­пи­ды
3) ин­те­граль­ные белки
4) пе­ри­фе­ри­че­ские белки
28.  
i

На схеме стро­е­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны циф­рой 2 обо­зна­чен:

1) фос­фо­ли­пид
2) по­ли­са­ха­рид­ный слой
3) ин­те­граль­ный белок
4) пе­ри­фе­ри­че­ский белок
29.  
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния фи­зио­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Кув­шин­ка белая:

 

(1)Цвет­ки у кув­шин­ки белой пла­ва­ю­щие, оди­ноч­ные, белые, круп­ные (до 20 см в диа­мет­ре). (2)Цве­тет она с июня до сен­тяб­ря, цвет­ки опы­ля­ют­ся на­се­ко­мы­ми. (З)Опы­лен­ные цвет­ки по­гру­жа­ют­ся в воду, где про­ис­хо­дит со­зре­ва­ние и раз­ру­ше­ние плода (на сле­ду­ю­щий год в ав­гу­сте  — сен­тяб­ре). (4)Плоды у кув­шин­ки ша­ро­об­раз­ные, мно­го­се­мян­ные, с круп­ным меш­ко­вид­ным вы­ро­стом. (5)Кув­шин­ка про­из­рас­та­ет в во­до­е­мах, бо­га­тых био­ген­ны­ми эле­мен­та­ми. (6)Она встре­ча­ет­ся в озе­рах, ка­на­лах, за­во­дях рек с мед­лен­но те­ку­щей водой на глу­би­не до 2,5 м.

1) 1, 4
2) 2, 3
3) 3, 4
4) 5, 6
30.  
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Вет­ре­ни­ца лес­ная:

 

(1)Вет­ре­ни­ца лес­ная про­из­рас­та­ет на сухих, от­кры­тых, хо­ро­шо про­гре­ва­е­мых скло­нах хол­мов, овра­гов, опуш­ках сос­но­вых и бе­ре­зо­вых лесов. (2)Она пред­по­чи­та­ет бо­га­тые кар­бо­на­та­ми почвы. (З)Вет­ре­ни­ца  — мно­го­лет­нее тра­вя­ни­стое рас­те­ние с ко­рот­ким кор­не­ви­щем, пря­мо­сто­я­чим стеб­лем вы­со­той 30—50 см и ро­зет­кой при­кор­не­вых ли­стьев. (4)Цвет­ки у нее белые, круп­ные (3—5 см в диа­мет­ре), пра­виль­ные, с про­стым око­ло­цвет­ни­ком. (5)Цве­тет вет­ре­ни­ца в мае  — на­ча­ле июня, пло­до­но­сит в июне  — июле. (б)Се­ме­на имеют ко­рот­кий пе­ри­од до­зре­ва­ния и про­рас­та­ют в сен­тяб­ре.

1) 1, 2
2) 1, 5
3) 3, 4
4) 5, 6
31.  
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния эко­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Кув­шин­ка белая:

 

(1)Цвет­ки у кув­шин­ки белой пла­ва­ю­щие, оди­ноч­ные, белые, круп­ные (до 20 см в диа­мет­ре). (2)Цве­тет она с июня до сен­тяб­ря, цвет­ки опы­ля­ют­ся на­се­ко­мы­ми. (З)Опы­лен­ные цвет­ки по­гру­жа­ют­ся в воду, где про­ис­хо­дит со­зре­ва­ние и раз­ру­ше­ние плода (на сле­ду­ю­щий год в ав­гу­сте  — сен­тяб­ре). (4)Плоды у кув­шин­ки ша­ро­об­раз­ные, мно­го­се­мян­ные, с круп­ным меш­ко­вид­ным вы­ро­стом. (5)Кув­шин­ка про­из­рас­та­ет в во­до­е­мах, бо­га­тых био­ген­ны­ми эле­мен­та­ми. (6)Она встре­ча­ет­ся в озе­рах, ка­на­лах, за­во­дях рек с мед­лен­но те­ку­щей водой на глу­би­не до 2,5 м.

1) 1, 4
2) 2, 3
3) 3, 6
4) 5, 6
32.  
i

Вза­и­мо­от­но­ше­ния липы и ли­шай­ни­ка, оби­та­ю­ще­го на ее ство­ле, яв­ля­ют­ся при­ме­ром:

1) му­ту­а­лиз­ма;
2) па­ра­зи­тиз­ма;
3) кон­ку­рен­ции;
4) ком­мен­са­лиз­ма.
33.  
i

Ниж­няя гра­ни­ца рас­про­стра­не­ния жизни в ли­то­сфе­ре опре­де­ля­ет­ся пре­жде всего дей­стви­ем та­ко­го ли­ми­ти­ру­ю­ще­го фак­то­ра, как:

1) тем­пе­ра­ту­ра;
2) ра­ди­а­ци­он­ный фон;
3) маг­нит­ное поле Земли;
4) со­дер­жа­ние кис­ло­ро­да.
34.  
i

На ста­дии га­стру­лы за­ро­ды­ши хор­до­вых жи­вот­ных имеют:

1) хорду;
2) нерв­ную труб­ку;
3) пер­вич­ный рот;
4) вто­рич­ную по­лость тела.
35.  
i

Наи­бо­лее вы­со­кой эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­стью об­ла­да­ет вид пест­ря­ка (рыба се­мей­ства Си­га­но­вые), раз­ви­тие

яиц и вы­луп­ле­ние мо­ло­ди у ко­то­ро­го воз­мож­но в сле­ду­ю­щем диа­па­зо­не тем­пе­ра­тур:

1) 0,1−1,2 °С;
2) 0,5−2 °С;
3) 1,4−1,9 °С;
4) 2,2−2,5 °С.
36.  
i

Наи­бо­лее вы­со­кой эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­стью об­ла­да­ет вид трес­ки (рыба се­мей­ства Трес­ко­вые), раз­ви­тие яиц

и вы­луп­ле­ние мо­ло­ди у ко­то­ро­го воз­мож­но в сле­ду­ю­щем диа­па­зо­не тем­пе­ра­тур:

1) 0,5−1,5 °С;
2) 1−1,2 °С;
3) 1,1−1,9 °С;
4) 2−2,5 °С.
37.  
i

Из пяти пред­ло­жен­ных хи­ми­че­ских эле­мен­тов че­ты­ре можно объ­еди­нить в одну груп­пу (по их про­цент­но­му со­дер­жа­нию в живых ор­га­низ­мах). Ука­жи­те эле­мент, ко­то­рый не вхо­дит в эту груп­пу:

1) йод
2) сера;
3) на­трий;
4) каль­ций;
5) кис­ло­род.
38.  
i

Из пяти пред­ло­жен­ных хи­ми­че­ских эле­мен­тов че­ты­ре можно объ­еди­нить в одну груп­пу (по их про­цент­но­му со­дер­жа­нию в живых ор­га­низ­мах). Ука­жи­те эле­мент, ко­то­рый не вхо­дит в эту груп­пу:

1) ко­бальт;
2) маг­ний;
3) фтор;
4) цинк;
5) йод.
39.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  АТФ-сомы  — это об­ра­зо­ва­ния, рас­по­ло­жен­ные в яд­рыш­ке

2)  пер­вич­ная ли­зо­со­ма со­дер­жит пи­ще­ва­ри­тель­ные фер­мен­ты

3)  субъ­еди­ни­цы ри­бо­сом об­ра­зо­ва­ны ком­плек­сом РНК и бел­ков

4)  метод ги­сто­хи­мии ис­поль­зу­ет­ся для изу­че­ния стро­е­ния ор­га­но­и­дов

5)  в мем­бра­нах ти­ла­ко­и­дов со­дер­жат­ся фер­мен­ты све­то­вой фазы фо­то­син­те­за

6)  в об­ла­сти пер­вич­ной пе­ре­тяж­ки хро­мо­сом рас­по­ло­жен яд­рыш­ко­вый ор­га­ни­за­тор

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

А)  ри­бо­со­ма

Б)  цен­три­оль

В)  хло­ро­пласт

Г)  глад­кая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  не­мем­бран­ный ком­по­нент клет­ки, обес­пе­чи­ва­ю­щий син­тез белка

2)  дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид, внут­рен­няя мем­бра­на ко­то­ро­го об­ра­зу­ет ти­ла­ко­и­ды

3)  си­сте­ма ка­на­лов и по­ло­стей, на по­верх­но­сти ко­то­рых син­те­зи­ру­ют­ся уг­ле­во­ды и ли­пи­ды

4)  полый ци­линдр, со­сто­я­щий из де­вя­ти три­пле­тов мик­ро­тру­бо­чек, со­еди­нен­ных бел­ка­ми в еди­ную си­сте­му

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

41.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  на­руж­ная мем­бра­на ми­то­хон­дрий об­ра­зу­ет кри­сты

2)  каж­дая ли­зо­со­ма со­сто­ит из боль­шой и малой субъ­еди­ниц

3)  ше­ро­хо­ва­тая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть со­дер­жит мно­же­ство ри­бо­сом

4)  зе­ле­ный цвет хло­ро­пла­стов обу­слов­лен на­ли­чи­ем в них ка­ро­ти­но­и­дов

5)  метод диф­фе­рен­ци­аль­но­го цен­три­фу­ти­ро­ва­ния поз­во­ля­ет вы­де­лить фрак­цию ри­бо­сом

6)  мо­ле­ку­лы фос­фо­ли­пи­дов в плаз­ма­лем­ме ори­ен­ти­ро­ва­ны гид­ро­фоб­ны­ми хво­ста­ми внутрь мем­бра­ны

 

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

42.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  цен­три­оль со­сто­ит из мик­ро­тру­бо­чек

2)  в ми­то­хон­дри­ях со­дер­жат­ся фер­мен­ты гли­ко­ли­за

3)  со­во­куп­ность ти­ла­ко­и­дов хло­ро­пла­ста об­ра­зу­ет грану

4)  струк­тур­ным ком­по­нен­том ком­плек­са Голь­д­жи яв­ля­ет­ся дик­тио­со­ма

5)  яд­рыш­ки  — это ком­пакт­ные, от­гра­ни­чен­ные мем­бра­ной участ­ки ядра

6)  метод рент­ге­но­струк­тур­но­го ана­ли­за поз­во­ля­ет вы­де­лить фрак­цию ми­то­хон­дрий

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

43.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  в ци­то­плаз­ме со­дер­жат­ся фер­мен­ты гли­ко­ли­за

2)  внут­рен­няя мем­бра­на хло­ро­пла­ста об­ра­зу­ет ти­ла­ко­и­ды

3)  мик­ро­тру­боч­ки об­ра­зо­ва­ны субъ­еди­ни­ца­ми белка ту­бу­ли­на

4)  гли­ко­ка­ликс  — плот­ный, не огра­ни­чен­ный мем­бра­ной уча­сток ядра

5)  на мем­бра­нах ком­плек­са Голь­д­жи рас­по­ло­же­но мно­же­ство ри­бо­сом

6)  метод диф­фе­рен­ци­аль­но­го цен­три­фу­ги­ро­ва­ния поз­во­ля­ет по­лу­чить уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние ли­зо­сом

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

44.  
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния:

 

1)  в стро­ме хло­ро­пла­ста со­дер­жат­ся ДНК и ри­бо­со­мы

2)  вто­рич­ная пе­ре­тяж­ка хро­мо­со­мы делит ее на два плеча

3)  цен­три­оль яв­ля­ет­ся но­си­те­лем на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции

4)  в со­став глад­кой эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети вхо­дит не­сколь­ко дик­тио­сом

5)  мо­ле­ку­лы фос­фо­ли­пи­дов в плаз­ма­лем­ме ори­ен­ти­ро­ва­ны гид­ро­фоб­ны­ми хво­ста­ми внутрь мем­бра­ны

6)  метод рент­ге­но­струк­тур­но­го ана­ли­за поз­во­ля­ет опре­де­лить про­стран­ствен­ное рас­по­ло­же­ние ато­мов в мо­ле­ку­ле ДНК

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

45.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

A)  ядро

Б)ли­зо­со­ма

B)  ци­тос­ке­лет

Г)  ше­ро­хо­ва­тая

эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  си­сте­ма ка­на­лов и по­ло­стей, на по­верх­но­сти ко­то­рых рас­по­ло­же­но мно­же­ство ри­бо­сом

2)  од­но­мем­бран­ный пу­зы­рек, обес­пе­чи­ва­ю­щий внут­ри­кле­точ­ное пе­ре­ва­ри­ва­ние ве­ществ

3)  обя­за­тель­ный ком­по­нент эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток, в мат­рик­се ко­то­ро­го рас­по­ла­га­ет­ся хро­ма­тин

4)  сеть мик­ро­фи­ла­мен­тов и мик­ро­тру­бо­чек, ко­то­рая упо­ря­до­чи­ва­ет раз­ме­ще­ние ком­по­нен­тов клет­ки

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

46.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

А)  ва­ку­оль

Б)  лей­ко­пла­сты

В)  ми­то­хон­дрия

Г)  глад­кая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  по­лость, огра­ни­чен­ная одной мем­бра­ной и за­пол­нен­ная кле­точ­ным соком

2)  си­сте­ма ка­на­лов и по­ло­стей, на по­верх­но­сти ко­то­рых син­те­зи­ру­ют­ся уг­ле­во­ды и ли­пи­ды

3)  дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид, внут­рен­няя мем­бра­на ко­то­ро­го об­ра­зу­ет склад­ки — кри­сты

4)  бес­цвет­ные пла­сти­ды, в ко­то­рых за­па­са­ют­ся пи­та­тель­ные ве­ще­ства — крах­мал, белки, жиры

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

47.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

А)  ри­бо­со­ма

Б)  ци­тос­ке­лет

В)  хло­ро­пласт

Г)  ком­плекс Голь­д­жи

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  си­сте­ма упло­щен­ных од­но­мем­бран­ных ци­стерн, одна из функ­ций ко­то­рой — об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом

2)  не­мем­бран­ный ком­по­нент клет­ки, со­сто­я­щий из двух субъ­еди­ниц и обес­пе­чи­ва­ю­щий син­тез белка

3)  сеть мик­ро­фи­ла­мен­тов и мик­ро­тру­бо­чек, ко­то­рая упо­ря­до­чи­ва­ет раз­ме­ще­ние ком­по­нен­тов клет­ки

4)  дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид, внут­рен­няя мем­бра­на ко­то­ро­го об­ра­зу­ет дис­ко­вид­ные ме­шоч­ки — ти­ла­ко­и­ды

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

48.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

A)  ядро

Б)  ва­ку­оль

B)  цен­три­оль

г)  ком­плекс Голь­д­жи

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  по­лость, огра­ни­чен­ная одной мем­бра­ной и за­пол­нен­ная кле­точ­ным соком

2)  обя­за­тель­ный ком­по­нент эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток, в мат­рик­се ко­то­ро­го рас­по­ла­га­ет­ся хро­ма­тин

3)  си­сте­ма упло­щен­ных од­но­мем­бран­ных ци­стерн, одна из функ­ций ко­то­рой - об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом

4)  полый ци­линдр, со­сто­я­щий из де­вя­ти три­пле­тов мик­ро­тру­бо­чек, со­еди­нен­ных бел­ка­ми в еди­ную си­сте­му

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

49.  
i

Ука­жи­те, диф­фе­рен­ци­ров­ка кле­ток ка­ко­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию ука­зан­ных струк­тур по­зво­ноч­ных жи­вот­ных:

СТРУК­ТУ­РА

A)  пе­чень

Б)  хру­ста­лик глаза

B)  мо­лоч­ные же­ле­зы

Г)  щи­то­вид­ная же­ле­за

Д)  пла­ва­тель­ный пу­зырь

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЙ ЛИ­СТОК

1)  эн­то­дер­ма

2)  эк­то­дер­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б2В2Г1Д1.

50.  
i

Ука­жи­те, диф­фе­рен­ци­ров­ка кле­ток ка­ко­го за­ро­дьп­ле­во­го лист­ка при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию ука­зан­ных струк­тур по­зво­ноч­ных жи­вот­ных:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

А)  лег­кие

Б)  яй­це­вод

В)  щи­то­вид­ная же­ле­за

Г)  кро­ве­нос­ные со­су­ды

Д)  эпи­те­лий ки­шеч­ни­ка

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  ме­зо­дер­ма

2)  эн­то­дер­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б2В2Г1Д1.

51.  
i

Ука­жи­те, диф­фе­рен­ци­ров­ка кле­ток ка­ко­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию ука­зан­ных струк­тур по­зво­ноч­ных жи­вот­ных:

СТРУК­ТУ­РА КЛЕТ­КИ

A)  во­ло­сы

Б)  нерв­ная труб­ка

B)  эпи­те­лий брон­хов

Г)  мо­лоч­ные же­ле­зы

Д)  пла­ва­тель­ный пу­зырь

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  эн­то­дер­ма

2)  эк­то­дер­ма

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А2Б2В2Г1Д1.

52.  
i

Вы­бе­ри­те три при­зна­ка, ха­рак­тер­ные для ав­стра­ло­пи­те­ков:

 

1)  рост в пре­де­лах 100−150 см;

2)  жили на тер­ри­то­рии Аф­ри­ки;

3)  вели дре­вес­ный образ жизни;

4)  вла­де­ли чле­но­раз­дель­ной речью;

5)  из­го­тав­ли­ва­ли про­стей­шие ору­дия труда;

6)  от­но­сят­ся к пред­ше­ствен­ни­кам че­ло­ве­ка.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. На­при­мер: 135.

53.  
i

Общая масса всех мо­ле­кул ДНК в 46 хро­мо­со­мах одной со­ма­ти­че­ской клет­ки че­ло­ве­ка в G1-пе­ри­о­де ин­тер­фа­зы со­став­ля­ет 6 · 10-9 мг. Опре­де­ли­те, чему будет равна общая масса мо­ле­кул ДНК в сле­ду­ю­щих клет­ках че­ло­ве­ка:

Опи­са­ние клет­ки

A.  клет­ка, на­хо­дя­ща­я­ся на ста­дии про­фа­зы ми­то­за

Б.  клет­ка, на­хо­дя­ща­я­ся на ста­дии ана­фа­зы I мей­о­за

B.  клет­ка, на­хо­дя­ща­я­ся на ста­дии ме­та­фа­зы II мей­о­за

Г.  до­чер­няя клет­ка, об­ра­зо­вав­ша­я­ся в конце те­ло­фа­зы ми­то­за

Д.  до­чер­няя клет­ка, об­ра­зо­вав­ша­я­ся в конце те­ло­фа­зы II мей­о­за

Общая масса мо­ле­кул ДНК

1)  3 · 10-9 мг

2)  6 · 10-9 мг

3)  1,2 · 10-8 мг

4)  2,4 · 108 мг

54.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми адап­та­ций и пу­тя­ми до­сти­же­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са, ко­то­рые при­ве­ли к воз­ник­но­ве­нию дан­ных адап­та­ций:

Адап­та­ция

A.  аль­вео­ляр­ные лег­кие у мле­ко­пи­та­ю­щих

Б.  ре­дук­ция го­ло­вы у дву­створ­ча­тых мол­люс­ков

B.  двой­ное опло­до­тво­ре­ние у цвет­ко­вых рас­те­ний

Г.  клювы раз­лич­ной формы у га­ла­па­гос­ских вьюр­ков

Д.  пе­ре­пон­ки между паль­ца­ми ног у во­до­пла­ва­ю­щйх птиц

Путь до­сти­же­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са

1.  ка­та­ге­нез

2.  аро­ге­нез

3.  ал­ло­ге­нез

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2Г1Д1.

55.  
i

Ука­жи­те, ка­ки­ми циф­ра­ми на схе­мах эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия жи­вот­но­го (на при­ме­ре лан­цет­ни­ка) обо­зна­че­ны:

A)  эн­то­дер­ма;

Б)  бла­сто­цель;

B)  пер­вич­ный рот.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2.

56.  
i

Ука­жи­те, ка­ки­ми циф­ра­ми на схе­мах эм­бри­о­наль­но­го раз­ви­тия жи­вот­но­го (на при­ме­ре лан­цет­ни­ка) обо­зна­че­ны:

A)  га­стро­пор;

Б)  бла­сто­дер­ма;

B)  пер­вич­ная кишка

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2В2.

57.  
i

Белок со­сто­ит из 40 ами­но­кис­лот­ных остат­ков. Какую длину (нм) имеет ко­ди­ру­ю­щий его уча­сток транс­кри­би­ру­е­мой цепи ДНК, если один виток двой­ной спи­ра­ли ДНК вклю­ча­ет 10 пар нук­лео­ти­дов и имеет длину 3,4 нм? Стар­то­вый кодон и стоп-кодон при рас­че­тах не учи­ты­вай­те.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 14.

58.  
i

Белок со­сто­ит из 80 ами­но­кис­лот­ных остат­ков. Какую длину (нм) имеет ко­ди­ру­ю­щий его уча­сток транс­кри­би­ру­е­мой цепи ДНК, если один виток двой­ной спи­ра­ли ДНК вклю­ча­ет 10 пар нук­лео­ти­дов и имеет длину 3,4 нм? Стар­то­вый кодон и стоп-кодон при рас­че­тах не учи­ты­вай­те.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ные числа округ­ляй­те до целых), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 14.

59.  
i

Од­но­мем­бран­ны­ми ор­га­но­и­да­ми клет­ки яв­ля­ют­ся:

1) ва­ку­о­ли и ли­зо­со­мы;
2) ли­зо­со­мы и ми­то­хон­дрии;
3) ми­то­хон­дрии и ри­бо­со­мы;
4) ри­бо­со­мы и кле­точ­ный центр;
5) кле­точ­ный центр и ком­плекс Голь­д­жи.
60.  
i

Од­но­мем­бран­ны­ми ор­га­но­и­да­ми клет­ки яв­ля­ют­ся:

1) яд­рыш­ко и хло­ро­пла­сты;
2) хло­ро­пла­ста и ли­зо­со­мы;
3) ли­зо­со­мы и ком­плекс Голь­д­жи;
4) ком­плекс Голь­д­жи и цен­три­о­ли;
5) цен­три­о­ли и эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть.
61.  
i

Ука­жи­те од­но­мем­бран­ную кле­точ­ную струк­ту­ру, ко­то­рая со­сто­ит из со­еди­нен­ных между собой ци­стерн и раз­ветв­лен­ных ка­на­лов:

1) яд­рыш­ко;
2) ри­бо­со­ма;
3) ми­то­хон­дрия;
4) кле­точ­ный центр;
5) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть.
62.  
i

Ука­жи­те од­но­мем­бран­ную кле­точ­ную струк­ту­ру, ко­то­рая пред­став­ля­ет собой си­сте­му упло­щен­ных ци­стерн и свя­зан­ных с ними пу­зырь­ков:

1)   ядро;
2)   цен­три­оль;
3)   хло­ро­пласт;
4)   кле­точ­ный центр;
5)   ком­плекс Голь­д­жи.
63.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) ри­бо­со­ма со­сто­ит из боль­шой и малой субъ­еди­ниц;
2) одна из функ­ций ми­то­хон­дрий — об­ра­зо­ва­ние ди­зо­сом;
3) клет­ки рас­те­ния под мик­ро­ско­пом впер­вые рас­смот­рел М. Шлей­ден;
4) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть и ком­плекс Голь­д­жи — дву­мем­бран­ные ор­га­но­и­ды клет­ки;
5) ги­а­ло­плаз­ма — это со­во­куп­ность пе­ри­фе­ри­че­ских и ин­те­граль­ных бел­ков ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны.
64.  
i

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

1) кле­точ­ный центр со­сто­ит из двух субъ­еди­ниц, по­кры­тых мем­бра­ной;
2) зе­ле­ный цвет хло­ро­пла­стов обу­слов­лен на­ли­чи­ем в них ка­ро­ти­но­и­дов;
3) гли­ко­ка­ликс — это пер­вич­ная пе­ре­тяж­ка, ко­то­рая делит хро­мо­со­му на два плеча;
4) внут­рен­няя мем­бра­на ли­зо­сом об­ра­зу­ет кри­сты, за­пол­нен­ные кле­точ­ным соком;
5) впер­вые опи­сал ядро в клет­ках рас­те­ний и при­шел к вы­во­ду, что оно яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ной ча­стью рас­ти­тель­ной клет­ки, Р. Броун.
65.  
i

На схеме стро­е­ния эв­гле­ны циф­рой 4 обо­зна­че­на(-о):

1) со­кра­ти­тель­ная ва­ку­оль
2) по­ро­ши­ца
3) стиг­ма
4) ядро
66.  
i

На схеме стро­е­ния амёбы циф­рой 3 обо­зна­че­на(-о):

1) со­кра­ти­тель­ная ва­ку­оль
2) по­ро­ши­ца
3) стиг­ма
4) ядро
67.  
i

На схеме стро­е­ния ин­фу­зо­рии циф­рой 2 обо­зна­че­на(-о):

1) со­кра­ти­тель­ная ва­ку­оль
2) по­ро­ши­ца
3) глот­ка
4) ядро
68.  
i

На схеме стро­е­ния ин­фу­зо­рии циф­рой 3 обо­зна­че­на(-о):

1) пи­ще­ва­ри­тель­ная ва­ку­оль
2) со­кра­ти­тель­ная ва­ку­оль
3) по­ро­ши­ца
4) ядро
69.  
i

На схеме стро­е­ния эв­гле­ны циф­рой 1 обо­зна­че­на(-о):

1) со­кра­ти­тель­ная ва­ку­оль
2) по­ро­ши­ца
3) стиг­ма
4) ядро
70.  
i

Ор­га­низм, у ко­то­ро­го за­хват пищи и пе­ре­дви­же­ние осу­ществ­ля­ют­ся при по­мо­щи лож­но­но­жек, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
71.  
i

Ор­га­низм для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но на­ли­чие кле­точ­но­го рта, глот­ки и по­ро­ши­цы, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
72.  
i

Ор­га­низм, пе­ре­дви­же­ние ко­то­ро­го осу­ществ­ля­ет­ся при по­мо­щи рес­ни­чек, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
73.  
i

Ор­га­низм, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но на­ли­чие двух со­кра­ти­тель­ных ва­ку­о­лей с при­во­дя­щи­ми ка­наль­ца­ми, изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
74.  
i

Фер­мен­ты, обес­пе­чи­ва­ю­щие окис­ле­ние ор­га­ни­че­ско­го суб­стра­та, в клет­ках бак­те­рий paспо­ла­га­ют­ся нa (в):

1) ли­зо­со­мах
2) ме­зо­со­мах
3) ми­то­хон­дри­ях
4) хло­ро­пла­стах
75.  
i

Струк­ту­ры, обо­зна­чен­ные на схеме стро­е­ния бак­те­рии циф­рой 1:

1) со­сто­ят из ДНК
2) со­дер­жат му­ре­ин
3) обес­пе­чи­ва­ют фо­то­син­тез
4) участ­ву­ют в син­те­зе белка
76.  
i

Струк­ту­ры, обо­зна­чен­ные на схеме стро­е­ния бак­те­рии циф­рой 1:

1) со­дер­жит хро­ма­то­фо­ры;
2) обес­пе­чи­ва­ет фа­го­ци­тоз;
3) со­сто­ит из фос­фо­ли­пи­дов;
4) яв­ля­ет­ся но­си­те­лем на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции.
77.  
i

Струк­ту­ры, обо­зна­чен­ные на схеме стро­е­ния бак­те­рии циф­рой 1:

1) со­сто­ят из ДНК
2) со­дер­жит фер­мен­ты
3) ре­гу­ли­ру­ет пла­ву­честь
4) обес­пе­чи­ва­ет син­тез белка
78.  
i

Струк­ту­ра, обо­зна­чен­ная на схеме стро­е­ния бак­те­рии циф­рой 1:

1) со­дер­жит фер­мен­ты
2) со­сто­ит из цел­лю­ло­зы
3) под­дер­жи­ва­ет форму клет­ки
4) участ­ву­ет в син­те­зе ли­пи­дов
79.  
i

 

Струк­ту­ра, обо­зна­чен­ная на схеме стро­е­ния бак­те­рии циф­рой 1:

1) со­дер­жит хро­ма­то­фо­ры
2) за­щи­ща­ет от вы­сы­ха­ния
3) со­сто­ит из белка ту­бу­ли­на
4) обес­пе­чи­ва­ет спо­ро­об­ра­зо­ва­ние
80.  
i

Опре­де­ли­те на­се­ко­мое по опи­са­нию:

 

ро­то­вой ап­па­рат гры­зу­щий; пе­ред­ние ко­неч­но­сти ро­ю­щие; раз­ви­тие с не­пол­ным пре­вра­ще­ни­ем.

1) му­ра­вей
2) мед­вед­ка
3) шел­ко­пряд
4) ко­ло­рад­ский жук
81.  
i

Опре­де­ли­те на­се­ко­мое по опи­са­нию:

 

две пары пе­ре­пон­ча­тых кры­льев, по­кры­тых сплю­щен­ны­ми во­лос­ка­ми;

у взрос­лых осо­бей со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат в виде хо­бот­ка, свер­ну­то­го спи­раль­но и по­до­гну­то­го под грудь, у ли­чи­нок  — гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат;

в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки.

1) муха
2) са­ран­ча
3) май­ский жук
4) ка­пуст­ная бе­лян­ка
82.  
i

Опре­де­ли­те на­се­ко­мое по опи­са­нию:

 

две пары пе­ре­пон­ча­тых кры­льев, по­кры­тых сплю­щен­ны­ми во­лос­ка­ми;

у взрос­лых осо­бей со­су­щий ро­то­вой ап­па­рат в виде хо­бот­ка, свер­ну­то­го спи­раль­но и по­до­гну­то­го под грудь, у ли­чи­нок  — гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат;

в цикле раз­ви­тия име­ет­ся ста­дия ку­кол­ки.

1) му­ра­вей
2) куз­не­чик
3) шел­ко­пряд
4) ко­ло­рад­ский жук
83.  
i

Ука­жи­те зве­нья, со­от­вет­ству­ю­щие циф­рам 1—3 в це­поч­ке, опи­сы­ва­ю­щей внут­рен­нюю струк­ту­ру стеб­ля сосны:

серд­це­ви­на → 1 → 2 → 3 → проб­ка.

1) 1— луб, 2 — кам­бий, 3 — дре­ве­си­на;
2) 1— дре­ве­си­на, 2 — кам­бий, 3 — луб;
3) 1 — дре­ве­си­на, 2 — луб, 3 — кам­бий;
4) 1— кам­бий, 2 — дре­ве­си­на, 3 — луб
84.  
i

В пред­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие осо­бен­но­сти клас­сов по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний, на месте про­пус­ков вставь­те под­хо­дя­щие по смыс­лу слова:

а)  цве­ток, схе­ма­тич­но изоб­ра­жен­ный на ри­сун­ке, ха­рак­те­рен для рас­те­ний клас­са ...;

б)  жил­ко­ва­ние листа, изоб­ра­жен­но­го на ри­сун­ке, яв­ля­ет­ся ха­рак­тер­ным при­зна­ком рас­те­ний клас­са ... .

1) а — Од­но­доль­ные; б — Од­но­доль­ные;
2) а — Дву­доль­ные; б — Дву­доль­ные;
3) а — Од­но­доль­ные; б — Дву­доль­ные;
4) а — Дву­доль­ные; б — Од­но­доль­ные.
85.  
i

Кор­не­вые клуб­ни:

а)  име­ют­ся у ге­ор­ги­на;

б)  име­ют­ся у ре­ди­са;

в)  пред­став­ля­ют собой ви­до­из­ме­не­ния глав­но­го корня;

г)  пред­став­ля­ют собой ви­до­из­ме­не­ния бо­ко­вых или при­да­точ­ных кор­ней.

1) а, в;
2) а, г;
3) 6, в;
4) 6, г.
86.  
i

Ука­жи­те при­знак, не ха­рак­тер­ный для пред­ста­ви­те­лей от­ря­да Пря­мо­кры­лые:

1) гры­зу­щий ро­то­вой ап­па­рат;
2) в цикле раз­ви­тия при­сут­ству­ет ста­дия ку­кол­ки;
3) одна из пар ко­неч­но­стей — пры­га­тель­ные или ро­ю­щие;
4) име­ют­ся ор­га­ны слуха, рас­по­ло­жен­ные на го­ле­нях пе­ред­ней пары ко­неч­но­стей.
87.  
i

Ука­жи­те при­знак, не ха­рак­тер­ный для пред­ста­ви­те­лей от­ря­да Че­шуе­кры­лые:

1)  тра­хей­ное ды­ха­ние;

3)  име­ют­ся две пары пе­ре­пон­ча­тых кры­льев;

2)  раз­ви­тие с не­пол­ным ме­та­мор­фо­зом;

4)  у взрос­лых осо­бей ро­то­вой ап­па­рат со­су­щий.

1) тра­хей­ное ды­ха­ние;
2) име­ют­ся две пары пе­ре­пон­ча­тых кры­льев;
3) раз­ви­тие с не­пол­ным ме­та­мор­фо­зом;
4) у взрос­лых осо­бей ро­то­вой ап­па­рат со­су­щий.
88.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для круг­лых чер­вей:

а)  по­лость тела за­пол­не­на жид­ко­стью, иг­ра­ю­щей роль гид­рос­ке­ле­та; б) ки­шеч­ная труб­ка сквоз­ная; в) кро­ве­нос­ная си­сте­ма за­мкну­тая; г) нерв­ная си­сте­ма раз­бро­сан­но-уз­ло­во­го типа; д) яв­ля­ют­ся раз­дель­но­по­лы­ми.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) а, г, д;
4) б, в, д;
5) в, г, д.
89.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для круг­лых чер­вей:

а)  сим­мет­рия тела ра­ди­аль­ная; б) ки­шеч­ник слепо за­мкну­тый; в) кро­ве­нос­ная си­сте­ма от­сут­ству­ет;

г)  име­ют­ся вы­де­ли­тель­ные ка­на­лы; д) па­ра­зи­ти­че­ские виды об­ла­да­ют вы­со­кой пло­до­ви­то­стью.

1) а, б, г;
2) а, в, д;
3) а, г, д;
4) б, в, д;
5) в, г, д.
90.  
i

На ри­сун­ке стро­е­ния ин­фу­зо­рии ту­фель­ки не­мем­бран­ные струк­ту­ры, рас­по­ло­жен­ные по пе­ри­фе­рии клет­ки и обес­пе­чи­ва­ю­щие вра­ще­ние во­круг своей оси, обо­зна­че­ны циф­рой... .

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой. На­при­мер 10.

91.  
i

На ри­сун­ке стро­е­ния ин­фу­зо­рии ту­фель­ки струк­ту­ра, ко­то­рая кон­тро­ли­ру­ет жиз­нен­ные про­цес­сы, за ис­клю­че­ни­ем по­ло­во­го про­цес­са, обо­зна­че­ны циф­рой... .

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой. На­при­мер 10.

92.  
i

На ри­сун­ке стро­е­ния ин­фу­зо­рии ту­фель­ки струк­ту­ра, кон­тро­ли­ру­ю­щая по­ло­вой про­цесс, обо­зна­че­на циф­рой ... .

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой. На­при­мер 10.

93.  
i

На ри­сун­ке стро­е­ния ин­фу­зо­рии ту­фель­ки ор­га­но­ид, вы­пол­ня­ю­щий функ­цию пе­ре­ва­ри­ва­ния пищи, обо­зна­чен циф­рой... .

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой. На­при­мер 10.

94.  
i

На ри­сун­ке стро­е­ния ин­фу­зо­рии ту­фель­ки струк­ту­ра, име­ю­щая си­сте­му при­во­дя­щих ка­на­лов и уда­ля­ю­щая из­лиш­ки воды, обо­зна­че­на циф­рой... .

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой. На­при­мер 10.

95.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Струк­ту­ра клет­киОс­нов­ная функ­ция

A)  ли­зо­со­ма

Б)  гли­ко­ка­ликс

B)  ми­то­хон­дрия

Г)  эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

1)  внут­ри­кле­точ­ное пи­ще­ва­ре­ние

2)  об­ра­зо­ва­ние субъ­еди­ниц ри­бо­сом

3)  узна­ва­ние клет­кой дру­гих кле­ток

4)  син­тез бел­ков, уг­ле­во­дов и ли­пи­дов

5)  фор­ми­ро­ва­ние ве­ре­те­на де­ле­ния клет­ки

6)  осу­ществ­ле­ние кис­ло­род­но­го этапа кле­точ­но­го ды­ха­ния

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4.

96.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

Струк­ту­ра клет­киОс­нов­ная функ­ция

A)  яд­рыш­ко

Б)  гли­ко­ка­ликс

B)  лей­ко­пла­сты

Г)  кле­точ­ный центр

1)  син­тез АТФ

2)  об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом

3)  за­па­са­ние пи­та­тель­ных ве­ществ

4)  узна­ва­ние клет­кой дру­гих кле­ток

5)  об­ра­зо­ва­ние субъ­еди­ниц ри­бо­сом

6)  уча­стие в об­ра­зо­ва­нии ве­ре­те­на де­ле­ния клет­ки

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б2ВЗГ4.

97.  
i

Для каж­до­го струк­тур­но­го эле­мен­та жи­вот­ной клет­ки, обо­зна­чен­но­го на ри­сун­ке бук­вой (А–Г), под­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ку:

1)  имеет две мем­бра­ны; со­дер­жит хро­ма­тин;

2)  за­мкну­тая си­сте­ма по­ло­стей и ка­на­тов; бы­ва­ет глад­кой и ше­ро­хо­ва­той;

3)  си­сте­ма упло­щен­ных од­но­мем­бран­ных ци­стерн; одна из функ­ций  — об­ра­зо­ва­ние ли­зо­сом;

4)  си­сте­ма мик­ро­тру­бо­чек, не огра­ни­чен­ная соб­ствен­ной мем­бра­ной; участ­ву­ет в фор­ми­ро­ва­нии ве­ре­те­на де­ле­ния;

5)  од­но­мем­бран­ная по­лость, за­пол­нен­ная кле­точ­ным соком; обес­пе­чи­ва­ет осмо­ре­гу­ля­цию и изо­ля­цию ко­неч­ных про­дук­тов ме­та­бо­лиз­ма.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ри­сун­ка. На­при­мер: А1Б2В5Г4.

98.  
i

Для каж­до­го струк­тур­но­го эле­мен­та жи­вот­ной клет­ки, обо­зна­чен­но­го на ри­сун­ке бук­вой (А–Г), под­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ку:

1)  имеет две мем­бра­ны; со­дер­жит хро­ма­тин;

2)  яв­ля­ет­ся цен­тром ор­га­ни­за­ции сбор­ки мик­ро­тру­бо­чек;

3)  со­сто­ит из двух мем­бран, впя­чи­ва­ния внут­рен­ней мем­бра­ны об­ра­зу­ют ти­ла­ко­и­ды;

4)  яв­ля­ет­ся дву­мем­бран­ным; в нем про­те­ка­ет кис­ло­род­ный этап кле­точ­но­го ды­ха­ния;

5)  од­но­мем­бран­ный пу­зы­рек, обес­пе­чи­ва­ю­щий внут­ри­кле­точ­ное пе­ре­ва­ри­ва­ние ве­ществ.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ри­сун­ка. На­при­мер: А1Б2В5Г4.